В один прекрасный момент я понял, что не помню наизусть большинство русских народных сказок. Персонажи еще всплывают в памяти, а вот сюжет ускользает напрочь. И я немного запереживал по этому поводу. Ладно, с народным творчеством я познакомлю детей посредством книг, мультфильмов и кино. Но что делать с самим процессом рассказывания сказок?
Проблем с фантазией у меня никогда особо не было, но все-таки хотелось иметь какую-то подушку безопасности, которая выручала бы в любой момент. И я отдаленно стал вспоминать истории, которые рассказывал мне мой отец. Это были сказки на ночь с одним и тем же персонажем Колобком, но всегда с разным сюжетом. Причем история отличалась от оригинальной истории настолько, что ни в какое сравнение она не шла. И я подумал, а чего теряться-то? Ну, используй свою фантазию и чеши, что в голову взбредет. Да, будут иногда не совсем удачные рассказы, но периодически должны будут всплывать настоящие перлы.
Практиковать такой метод повествования я стал еще 3 года назад, когда Демьяну, мягко говоря, было вообще не до сказок, а Пересвет только-только начал воспринимать поступающую информацию целостно. Я тогда ложился на пол возле его кровати и начинал вещать в меру своего уровня вдохновения в данную конкретную минуту. Со временем я выработал беспроигрышные варианты схем, которые всегда помогают придумать какую-то историю. С периодом взросления детей приходится изрядно стараться, потому что мои парни – те еще критики, и особо не схалтуришь; но это только позволяло оттачивать мастерство. Вот парочка собственных наработок
- Самый простой вариант – прием для ленивого. Когда ты высушен и уставший, бери уже знакомый сюжет из книг, мультфильмов и кино и рассказывай его детям. Можно приукрашать со своей стороны, можно рассказывать буквально, а можно вставлять в сюжет вместо главных героев своих детей. Тогда слушать им будет еще интереснее.
- Следующий вариант – самый ранний. Я использовал его с Пересветом. В тот период он неистово фанател от Трансформеров, поэтому достаточно было начать рассказывать какую-нибудь белиберду с их участие. Я, как и говорил, ложился рядом с его кроватью на полу, закидывал ногу на ногу и спрашивал: “Про кого тебе рассказать?” И стабильно получал один и тот же ответ: “Про воботов!” Это не опечатка, у нас и сейчас с буквой “Р” не все в порядке. А дальше дело техники. Вспоминай любой сюжет откуда угодно, хоть из детских комиксов про Микки Мауса и просто подставляй вместо главных героев различных роботов.
- Позже я стал применять метод “от зрителя”. То есть я исходил из запросов своих слушателей. Демьян без претензий лежал в кровати и просто хлопал глазами, пока Пересвет заказывал примерный сценарий, о ком он хочет послушать. Обычно это касалось чего-то недавно увиденного и услышанного, поэтому всегда было легко восстановить это в памяти и немного приукрасить. Например. Про кого хочешь услышать? Про пиратов? Точно, ведь днем вы смотрели “Пираты Карибского моря”. Вперед, Джек Воробей!
- На момент написания данной заметки (зима 2020 года) я дошел до уровня, когда внимательных зрителей уже двое. Причем каждый хочет именно свой сюжет и со своими персонажами. Теперь приходится спрашивать предпочтения у обоих, и это та еще головоломка. Я не знал первое время, как всем угодить. Приходилось рассказывать 2 коротких сказки, от чего у меня было два расстроенных перед сном зрителя. Хлеба и зрелищ им не хватало. Пришлось пойти на хитрость. Хотите длинную сказку, что ж давайте, помогите мне сами. Я спрашиваю каждого из них про что каждый из них хочет услышать, и как зовут их героев. Каждый отвечает на свой лад, и моя задача объединить все это во что-то удобоваримое. Та еще загвоздка. Но все-таки фантазия спасает, как-то у меня получается объединить то, что в принципе не сходится. Зато истории всегда получаются интересными. Например. Один просит рассказать про мальчика Колю, которому подарили игрушечную ракету. А второй просит рассказать про мальчика Лоуфлэя (воображаемое имя), который собрал супер робота, чтобы отправиться в космическое путешествие. Вот отсюда и начинается удивительное приключения двух друзей со столь разными именами к далеким планетам. Там им придется сразиться с темными силами Дарта Вейдера и отыскать птицу Говоруна, которая отличается умом и сообразительностью. В конце они вернутся и все у них будет замечательно.
Со временем методы рассказа сказок будут усложняться, тем более что парни становятся все более сообразительными. Но для следующих детей у меня уже есть пара козырей в рукаве. А для взрослеющих Пересвета и Демьяна я продолжу протоколировать свои варианты создания сказочных сюжетов. Но надо бы парочку всем известных сюжетов тоже запомнить, а то я с таким удивлением и любопытством слушал реальную историю с участием гусей-лебедей, как будто впервые про них узнал. Все дело в том, что моя бабушка всегда засыпала в самом начале сказки. А когда ей напоминали об оплошности, она начинала с самого начала, и так по кругу. Так что воистину все мы из детства, ничто не проходит мимо в ранние годы.
Можно поэкспериментировать. Кто хочет, напишите в комментариях 2 любых слова, я попробую что-то из этого сварганить.