Продолжаю серию размышлений с ярлыком «Со своей колокольни», поэтому чем менее лично каждый читающий будет воспринимать написанное, тем легче будет для всех. Особенно, когда заявляется такая тема, как второй ребенок.
Мне хочется поделиться мыслями, которые были у нас с Наташей до рождения Демьяна и после, а заодно сопоставить с тем, что думают другие люди.
Жизнь до Демьяна
Когда Пересвету только исполнился годик, мы с женой размышляли, что непременно хотим второго ребенка, но необходимо дождаться хотя бы 2-3-летия старшего. Обычно в похожей ситуации кто-то будет анализировать собственные финансовые возможности, кто-то желание потенциальной свободы действий по мере взросления первого ребенка, а для многих и одно дитя уже много, поэтому про второе и говорить не приходится.
Но мы размышляли немного в другой плоскости. Финансы? У меня в голове уложилась банальная, но действенная формула, что с рождением еще одного ребенка я буду просто больше работать. И альтернатив для себя я даже не рассматривал. Это не обреченность, а сознательный выбор, который мне более чем нравился и нравится. Я отказался от многого, поверьте, но глядя на то, ради кого я это сделал, греет душу.
Личный комфорт и свобода? Честно признаться, родительское поприще полностью сконцентрировало нас на детской тематике, и мы не кисло так растворились в семье. Главное, воспринимаем мы это с положительной стороны. Избавившись от своего вечного и надоедливого Я и сконцентрировавшись на определении МЫ, никакой дополнительной свободы нам и не нужно, потому что все время ее ощущаем. А главная свобода – это свобода выбора.
Остановиться на одном ребенке? Ну, это уж точно не для нас. Легкая повернутость на нынешнем положении русской семьи и факте, что мы как нация просто не рожаем и вымираем, смешалась с религиозностью, поэтому мыслить понятием бездетной или однодетной семьи у нас уже просто не получается. Да и честно признаться, малыши так быстро растут, так молниеносно изменяются, что порой невозможно отследить все этапы их роста. А каждый из них – это вихрь умиления и положительных эмоций. Мы души не чаем в Пересвете, но его улыбка уже давно имеет определенный вес. Он все еще наивный мальчишка, но прекрасно контролирует эмоции. Просто так он улыбаться не будет. Одним своим присутствием перед глазами привычный звучный смешок не вытянуть. Чего не скажешь сейчас о Дёме. Он только-только стал улыбаться, а единственные поводы для этого – лица родителей прямо перед глазами. До кучи можно песенку спеть про Дёму, который очень любит кушать, и тогда получишь в ответ протяжное довольное «Агуууу». И вот без этого младенческого «Агуууу» невероятно скучно. Смотришь на своих малышей и про себя говоришь: «Ну куда же вы так быстро растете?!»
В свое время мы собирались понаслаждаться Пересветом до 3 годиков и снова в бой. Дополнительным тормозом был факт не самых, мягко говоря, легких родов Пересвета. И в этой связи я просто не мог не прислушиваться к психологическим опасениям Наташи. Но со временем все негативные мысли развеялись, а тоска по беззащитному малышу начинала набирать обороты. Ведь Пересвет взрослел на глазах, и до трехлетия мы ждать больше не могли. Плюс ему непременно нужен братик или сестричка, с которыми ввиду небольшой разницы в возрасте они могли бы играть максимально комфортно друг для друга. Но точной даты или происшествия, когда оградительная черта от второй беременности пала, я сказать не могу. Просто барьер пропал сам по себе, мы не забивали себе голову эгоистичными и пессимистичными мыслями. Позитивный настрой и разрастающаяся любовь к тому, что у нас есть, требовала нового субъекта нашего внутреннего семейного обожания. Мы это осознавали, но специально на этом не концентрировались и не заморачивались. Просто перестали этому мешать свершиться.
Жизнь после Демьяна
Вообще фраза «Как решиться на ребенка или на второго ребенка?» звучит слишком высокопарно. О таком естественном и светлом событии вообще стоит размышлять с более чистой и лишенной материальных баластов головой. Я глубоко убежден, что если наш мир погружается в темноту, то единственный свет в нем – это дети. Чем больше детей – тем больше света. Если более-менее хороших людей на планете становится все меньше и меньше, то крайне важно, чтобы их детей становилось наоборот больше. Ведь они посеют зерна своих сознаний в голову и сердце собственных детей. А значит добро и свет будут только множиться и побеждать охватывающую нас тьму. Но это я так, мысли вслух.
У людей не должно быть каких-то моральных преград, мешающих им рожать детей. Поверьте, если семьи, которым дано иметь деток, не рожают, это мощнейший удар по людям, мечтающим о малыше, но не имеющим такой возможности физиологически. Я смотрю на своих голубоглазых мальчишек, и мне очень трудно понять, как и когда они мне могут помешать жить, насладиться своим пребыванием в этом мире, обрести свободу, познать мир и просто радоваться собственной судьбе.
Были переживания, что после рождения Дёмы Пересвету будет доставаться меньше внимания, любви и заботы. Я даже не побоялся поделиться с Наташей этими мыслями. Я смотрел на крохотного малыша, завернутого в одеяльце, а сердце кровью обливалось, потому что мысленно был с сопящим в соседней комнате Пересветом. Я так переживал за него, боялся, что он естественным образом отдалится от нас ввиду необходимости тратить много времени на Дёму. Но вот какая штука. Опасения так и остались опасениями, а все тревоги развеялись. Внимание, конечно же, поделилось, и это нормально, это естественно, это помогает старшим детям потихоньку взрослеть и обретать себя. А вот любовь к своим детям, своей семье размножилась до такого размера, что я теперь с трудом осознаю, как мог размышлять по-иному: сейчас младшему сыну 2 месяца, он живенько покрикивает, когда хочет кушать, и уже старается перевернуться на животик; и если бы мы следовали своему плану, то этого маленького комочка счастья сейчас не было рядом с нами; мы бы не переживали эти мгновения счастья.
Так что я зарекся строить планы касательно рождения детей. И не спрашивайте, когда мы пойдем за третьим, этого не знает никто. Пусть это для всех будет сюрпризом, равно как и рождение Дёмы, когда самыми популярными словами, описывающими появление на свет нашего второго малыша, были «Уже?», «Еще?» и «Да ладно?». И вряд ли на Батином блоге появится заметка на тему «Как решиться на третьего ребенка?». Спасти из горящего дома человека – вот на это надо решиться, а дети – это жизнь. Ты либо способствуешь ее образованию и продолжению, либо наоборот завершаешь вместе со своим пребывание на свете.