В уже далеком детстве фильм “Джуманджи” вызывал у меня весьма мало эмоций и интереса. Он казался мне каким-то взрослым, не для детей. И где-то в глубине души сейчас осознаю, что он представал для меня чуть ли не каким-то ужастиком: ведь в картине была и мрачная атмосфера, и опасные смертоносные создания, и даже стрельба.
Лишь спустя годы я убедился, что история, рассказанная в фильме режиссера Джо Джонстона, весьма добрая и безобидная. Да, там есть несколько волнительных моментов, но во главе угла стоят такие хорошие и важные темы, что ради них даже ребенком можно перетерпеть.
Содержание
Первоисточник
Уникальность истории про мистическую настольную игру “Джуманджи” заключается в ее первоисточнике. Можно подумать, что, как обычно, за основу взято какое-то пространное литературное произведение, написанное за десятки лет до съемок фильма. Собственно, и да и нет.
Да, “Джуманджи” – это книга. Но не обычная книга. Ее написал и лично проиллюстрировал Крис Ван Оллсбург. И по отдельности текст и иллюстрации друг без друга сочетаются очень плохо. Поэтому с момента написания произведения в 1981 году до экранизации прошло почти 15 лет, ведь фильм “Джуманджи”с Робином Уильямсом появился на свет только в 1995.
Сюжет книги заметно отличается от киноадаптации. Действия игры проходят довольно скоротечно, без эпических приключений и философских размышлений. А вот концовка куда более зловещая, чем в том же фильме 1995 года. Главные герои Джуди и Питер закончили игру, так как успели прочитать инструкцию к ней и узнать, что пока не будет сделан последний ход, все волшебные явления не исчезнут. А потом выяснилось, что настольную игру нашли два мальчика, которые никогда не читают инструкций, и никогда не заканчивают свои настольные игры. Представьте, что это может значить для жителей небольшого городка.
Мне самому стало интересно прочитать и полистать эту книжку, поэтому определенно на чей-то будущий день рождений она у нас появится. Возможно, даже на мой. Обязательно возьмусь за ее обзор. А пока вернемся к фильму.
Сюжет
Юный Алан Пэрриш обнаруживает в земле закопанную давным-давно деревянную старинную игру, которая, естественным образом, манит своей загадочностью. Одному играть Алану не с руки, и тогда он приглашает составить ему компанию девочку Сару, которая ему безумно нравится.
Но безобидный бросок костей оборачивается ужасными последствиями: сначала на детей нападают летучие мыши, а затем Алан бесследно исчезает в пространстве комнаты. Пораженная всем происходящим Сара на долгие годы получает психологическую травму, а Алана так и не могут найти.
Спустя годы зритель узнает, что родители пропавшего мальчика бросили все силы и средства на его поиски, но добраться до ребенка так и не удалось. Зато новые хозяева дома спустя 40 лет обнаруживают таинственную игру.
Оказывается, по правилам Саре нужно было выбросить определенную комбинацию кубиков, чтобы Алан вернулся. Но, бросив играть, девочка обрекла своего друга на заточение в недрах игры. Джуди и Питер, дети-сироты, которые поселились в доме со своей тетей, продолжили игру и также встретились с водоворотом удивительных происшествий. Но главное, они освободили Алана, который все эти годы бродил в каком-то параллельно мире в джунглях, пока не явился обратно в образе бородатого дикаря.
Теперь дело осталось за малым – найти Сару и закончить игру, чтобы отмотать время вспять и вернуть потерянные жизни Алана и Сары. Да, Сара формально хоть никуда и не испарялась, но произошедшее с ней так сильно ударило по ее психике, что в нормальное русло жизни она так и не вошла.
Но каждый новый бросок костей – это новое приключение и пугающее событие: львы, обезьяны, гигантские москиты, растения-убийцы и даже охотник за Аланом. Постепенно приключения переносятся за пределы дома, и вот уже весь город охвачен странными происшествиями и кишит гостями из параллельного мира.
Пройдя через все трудности и невзгоды, герои все-таки заканчивают игру, и Алан с Сарой отправляются в прошлое, получая возможность прожить свои жизни заново, как и положено. Спустя годы, уже будучи мужем и женой, они встречают Питера с Джуди и знакомятся с их еще живыми родителями. А игра “Джуманджи”, прежде выброшенная в реку, оказалась на песчаном берегу моря. Она так заметно торчит из песка, что сомнений не остается – скоро ее кто-то найдет, а это значит, что впереди очередное вторжение пришельцев из параллельного мира.
Идея
За всеми головокружительными историями, которые происходили с героями этого приключенческого фильма, нельзя не заметить очень важные и сильные драматургические линии.
Самой очевидной из этих линий будет, конечно, линия взаимоотношений Алана и Сары. В детстве Алану многое пришлось натерпеться от мальчишек, которые вечно его шпыняли за то, что он ухаживал за симпатичной девочкой. А та отвечала ему взаимностью за его неординарность, ум и галантность. Но роковая настольная игра сломала судьбы обоим ребятам. Естественно, Алан в джунглях не мог рассчитывать обрести вторую половинку, но и Сара, пережив настоящий кошмар, не смогла психологически восстановиться и всю жизнь провела наедине со своими тараканами в голове. В итоге игра позволила им вернуться в прошлое и наверстать упущенное, став мужем и женой.
Но более сильной линей мне показался мотив взаимоотношений Алана с отцом. Ребенком мальчик хотел от папы больше внимания, не делал ссылок на его занятость и солидный общественный статус. Да и отец был порой излишне строг и холоден с сыном. Алан искренне считал, что отец его не любит и не дорожит им. И как же он оказался не прав, когда узнал, что на поиски сына отец спустил все состояние и умер в отчаянии и вселенской грусти. Будучи взрослым человеком, он в большим трепетом воспринимал каждое упоминание о папе. Именно поэтому, когда Алан вернулся в детство, одной из первых вещей, что он сделал – это бросился в объятия своего отца.
Создатели фильма
- Год: 1995
- Кинокомпания: TriStar Pictures
- Режиссёр: Джо Джонстон
- Сценарий: Грег Тейлор, Джонатан Хенсли, Джим Стрэйн
- Оператор: Дьюла Падош
- В главных ролях: Робин Уильямс, Бонни Хант, Кирстен Данст, Брэдли Пирс, Джонатан Хайд
- Длительность: 104 мин