Приключения Незнайки. Трилогия не только для детей, но и для взрослых

 •  0

Уму не постижимо, сколь важно в уже взрослом возрасте перечитывать детские литературные произведения. Ведь то, что казалось безоблачным детским приключением с элементом фантастики на самом деле носит глубокую идею, описывающую устройство общества. Именно в таком свете предстала передо мной трилогия об энергичных и находчивых коротышках, главным героем которой являлся всем известный Незнайка.

Содержание

Предыстория и предсказания

Романы про коротышек Николая Носова заставляли удивляться снова и снова, просто кладезь любопытных открытий ожидают не только детей, но и их родителей. И вот когда чтение уже давно окончилось и руки наконец-то дошли до обзора приключений Незнайки, я снова продолжаю удивляться.

Оказывается, первая история про Незнайку и его друзей была выпущена еще в 1954 году. Это сногсшибательно, сравните это со своими предположениями о дате написания произведения. Скоро будет 70 лет с момента публикации истории о колонии коротышек из Цветочного города. По этой причине кажется поразительным описанные в книгах технические новшества, которым предстоит появиться спустя полвека: взять те же видео-домофоны, роботы-пылесосы, автомобили с автопилотом и даже шахматный компьютер. Говорить о таких новшествах в ту пору было сравни оглашать какие-то революционные технологические идеи.

Следующим удивительным фактом о Незнайке является его заимствование из сказки Анны Хвольсон, той самой, которая заодно подарила нашей культуре Мурзилку. В ее сказке “Царство малюток” Незнайка ярко выраженный второстепенный персонаж, и особого значения произведению его присутствие не придает. Зато позже он перекочевал на первый план сюжета Николая Носова, обретя при этом повадки Мурзилки из все той же сказки Хвольсон. А Анна в свою очередь придумала своих персонажей на основе рисованных героев канадского художника Палмера Кокса, чьи комиксы обрели мировую славу и добрались в том числе и до России.

Анна Хвольсон и Мурзилка
Палмер Кокс и его рисунки

Во второй книге про поездку в Солнечный город оказывается запрятана отсылка, а отыскать ее можно в самом названии города. Итальянский философ Томмазо Кампанелла в свое время опубликовал измышления на тему идеального места, назвав его “Город Солнца”. И действительно, Солнечный город именно таким и предстоит со своим продвинутым миром и технологическим прогрессом, высокими нравами и развитой инфраструктурой вплоть до театров.

Учитывая реалии политического строя, перед нами предстал воплощенный коммунизм, где нет денег, все строится на всеобщем доверии, каждый занят своим делом и счастлив. Но в отличие от более-менее прагматичных первой и третьей части Николай Носов позволяет себе добавить в сюжет волшебство, что в определенной степени сбивает с толку, потому что в произведении, в котором часто говорится о науке и знаниях, появление такого сверхъестественного поворота сюжета кажется немного чуждым. Волшебник в научном мире: как будто нонсенс. Но, нет.

А еще очень примечательным вышло сатирического описание капиталистического мира, который правил бал на Луне. Откровенно насмехаясь над устоями лунных городов, Николай Носов на простом и понятном языке умудрился описать принципы работы рыночной экономики. Он, согласно социалистической повестке, отметил капиталистические перегибы, вылившиеся в несправедливость и неравенство в обществе. А описываемый Носовым социум-антипод из Цветочного и Солнечного городов действительно прекрасен и добр – никто не гонится за наживой, все живут общиной и всегда готовы друг другу помочь.

Приключения Незнайки и его друзей

Приключения Незнайки и его друзей

Логично, что описание вселенной коротышек Николай Носов начал с непринужденных и забавных коротких историй, которые описывают маленький уютный Цветочный город и заодно знакомят с его обитателями. Причем Незнайка не то чтобы занимает главную роль в этих описаниях. Да, в большинстве своем это сценки нелепых проказ Незнайки, но тем не менее Носов весомую долю внимания уделяет и остальным малышам.

Это важная часть всей трилогии, так как повествовании о коротышках только набирает ход. Даже по объему видно, что первая часть приключений Незнайки совсем маленькая, потом идет более распространенный сюжет о сказочных событиях в Солнечном городе, а в конце мы сталкиваемся с полноценным романом о путешествии на Луну. То есть даже жанрово части разнятся.

В “Приключениях Незнайки и его друзей” мы собственно знакомимся с главным героем, чью голову венчает колоритная синяя шляпа. Это очень суматошный человечек, который проявляет интерес буквально ко всему. Но с той же скоростью, что он погружается в какое-либо дело, с такой и перестает относиться к нему серьезно. И это не специально, это у него натура такая. Что творческие порывы, что желание покататься на автомобиле в основе своей имеют благие намерения – приобщиться к чему-то хорошему, полезному и даже прекрасному.

Незнайке не понять, что каждому делу свой мастер, и разноплановые и многогранные личности, которым дается множество дел и специальностей, представляют собой редкие кадры. Конкретно в Цветочном городе таким гением и на все руки мастером был главный антипод Незнайки – Знайка. Это настоящий вожак и предводитель коротышек. Он самый умный и авторитетный житель Цветочного города – имя говорит об этом за себя.

Вообще, разнообразие говорящих имен и родов их занятий в миниматюрном городишке просто зашкаливает:

  • Пилюлькин – местный доктор: обожает находить болезни у коротышек и моментально приступать к их лечению; при этом он на самом деле высококвалифицированный специалист.
  • Винтик и Шпунтик – главные механики Цветочного города: настоящие золотые руки, соберут и сделают все, что попросишь.
  • Пулька – охотник, которого сопровождает верный пес Булька.
  • Тюбик – лучший художник Цветочного города: настоящий ценитель изобразительного искусства.
  • Гусля – в свою очередь, мастер музыкального ремесла: играет на всех музыкальных инструментах, автор песен и композитор.

Остальные персонажи в большей степени соответствуют особенностям своего характера и какой-то определенной специальности в обществе не имеют:

  • Синеглазка – подружка Незнайки из Зеленого города: рассудительная и серьезная девочка, которая тем не менее очень прониклась к симпатией к легкомысленному Незнайке и в определенной степени здесь можно отметить обоюдную влюбленность между ними.
  • Сиропчик и Пончик – два местных пузача, которые очень любили поесть, в том числе и сладенькое.
  • Торопыжка – очень суетной персонаж: всегда торопится, что постоянно приводит к не самым хорошим последствиям; наиболее ярко негативные последствия от его торопливости проявились, когда коротышки высадились на Луну, вот там он дел-то и натворил в скафандре.
  • Ворчун и Молчун – тут голову ломать не нужно над способностями малышей.
  • Растеряйка – само собой этот коротышка все терял, забывал и вообще был крайне рассеян.
  • Авоська и Небоська – дизорганизованные жители Цветочного города, которые на все смотрят сквозь пальцы: очень при этом напоминают по характеру Незнайку, но даже у того порой пробуждаются искры сознания.

И это еще не все персонажи. В первой части представлены оставшиеся жители Цветочного города, к которым примкнули обитатели Зеленого города, а также Змеевки. Большая часть из них предстали второстепенными персонажами.

Но что же вообще представляет собой мир коротышек. Представьте себе нашу обычную планету, где растут те же цветы, травы, деревья, текут те же ручьи, летят те же облака. И единственное, что выделяется – это население планеты. На Земле распространилась цивилизация коротышек, маленьких созданий примерно в 6-10 см. Как дюймовочки.

Недоумение только вызывает факт маленького размера животных. Почему-то флора в мире, созданном Николаем Носовым, осталась привычных нам размеров, а вот фауна уменьшилась до крохотных размеров.

Хотя это не единственные вопросы к вселенной коротышек. Складывается впечатление, что все они одного возраста, но где тогда все их старики (причем на Луне старики-то были)? Бывают ли у них дети, живут ли они вообще парами, мальчики с девочками, как полагается в семьях (если нет, то как заселили Землю и Луну)? Есть ли у них вообще семьи или они живут общинами? Есть ли там вообще какие-то намеки на государственность или все живут автономно? В общем, куча недетских вопросов от взрослой аудитории, что вряд ли стоит считать уместным, ведь книга-то в целом для детей. А им такой мир кажется вполне реалистичным и легко представляемым, а наше занудство уберем в сторону.

Незнайка в Солнечном городе

Незнайка в Солнечном городе

Выход продолжения приключений Незнайки знаменует собой внедрение более серьезных и глубоких тем. При этом Николай Носов для более простого восприятия событий со стороны детской аудитории намеренно добавляет в роман-сказку волшебство. В итоге в “Незнайка в Солнечном городе” получился замечательный симбиоз прагматичного технического прогресса и магических чар, которые друг другу абсолютно не мешают, а наоборот дополняют.

Наслушавшись рассказов своей подруги Кнопочки, Незнайка принимает за чистую монету совет, что если сделать три добрых поступка подряд, то станешь обладателем волшебной палочки, исполняющей желания. Наивный Незнайка сразу же бросился совершать хорошие дела, но в определенный момент понял, что это какая-то глупость и за этим советом стоит определенная издевка. Главный герой продолжал посыпать голову пеплом до тех пор, пока к нему не подошел настоящий волшебник и не вручил ему волшебную палочку. С этого-то и начались новые приключения Незнайки.

В компании все той же Кнопочки и встреченного по пути грязнули по имени Пачкуля Пестренький Незнайка отправляется на наколдованном автомобиле прямиком в самый развитый город коротышеской цивилизации – Солнечный город, техномегаполис, где общество, наука и технологии дошли до высочайшей стадии развития. Удивительные дома, диковинные автоматические и электрические аппараты для всего что угодно, куча машин, даже компьютеры.

Знакомство с этим миром поразило гостей до глубины души, но все испортил кто бы вы думали?! Конечно же, Незнайка. Из-за своей дурной натуры он со злости превратил в осла местного любителя литературы Листика, с которым поссорился из-за пустяка. Это повлекло за собой пробуждение внутри Незнайки еще одного необычного персонажа произведения – Совести. Ее можно было бы списать на простое явление душевного неспокойствия из-за плохого поступка, но в романе-сказке Совесть не просто упоминается, она общается с Незнайкой, заставляет принимать определенные решения, превращает его в нормального человека, а значит является почти полноценным персонажем.

Вот как раз из-за совести Незнайка и поспешил искать осла в зоопарк, где и обратил в коротышек настоящих животных. А звери эти не умели быть коротышками, поэтому стали хулиганить и баловаться, чем запустили цепную реакцию, и все общество Солнечного города обратилось в буквальном смысле слова в анархию. Естественно, исправлять ситуацию должен сам Незнайка, но беда заключается в том, что палочка перестала действовать из-за совершенных трех плохих поступков подряд. Вся надежда на волшебника, который просто обязан спасти Листика и весь Солнечный город.

Обилие второстепенных персонажей вроде Кубика, Клепки, Карасика, Коржика, Ниточки и других особо не требует более подробного их описания. Они все в своем роде интересны, но только с точки зрения функции – для развития сюжета. А вот милиционер Свистулькин оказался куда более интересным за счет произошедшей с ним истории, когда на него напала амнезия.

Кстати, надо будет сверить все произошедшие события в романе-сказке с одноименным кукольным мультфильмом, снятым в СССР еще в 1976-1977-ых годах.

Незнайка на Луне

Незнайка на Луне

Но по-настоящему фантазия Николая Носова разыгралась при описании путешествия коротышек на Луну. И речь не только о феномене лунного камня, который способен локально изменять силу тяжести, что помогли жителям Цветочного города отправиться в космическое путешествие, но и многогранном антагонистическом мироустройстве обитателей подлунного общества.

Вообще, воспринимать описание социума земных коротышек в сравнении с лунными нельзя в отрыве от политического устройства СССР и противопоставляемого капиталистического мира. Ведь именно на насмешке над европейским и в первую очередь над североамериканским мирами построена вся сатира романа-сказки.

Повествование начинается с места в карьер – Знайка и другие малыши активно изучают ночное небесное светило. Луна заполонила сознание самых умных обитателей Цветочного и Солнечного городов, так как на ее поверхности предположительно были найдены признаки цивилизации. Тогда же происходит важнейшее для всего сюжета событие – Знайка обнаруживает свойство лунного камня, заключающееся в изменении силы притяжения. Эти знания позволяют построить теорию о создании летательного аппарата, восхождение которого в космос будет обеспечено лунным камнем.

Начинаются ответственные сборы экспедиции на Луну. Цель – поиск цивилизации в подлунном пространстве. Но по традиции всем планам было суждено полететь в тар-тарары благодаря все тому же Незнайке, но на этот раз ему компанию составил Пончик. Дело в том, что их обоих отстранили от полета: Незнайку за проказы, а Пончика за излишний вес (вот это, кстати, очень обидно и несправедливо). Обиженные коротышки хотели спрятаться в ракете, но из-за неуклюжести Пончика был запущен двигатель летательного аппарата, и друзья отправились прямиком на Луну.

Кратковременное путешествие в скафандрах по поверхности Луны закончилось падением Незнайки в пропасть, на дне которой оказался самый настоящий обитаемый город. Пончик же в панике вернулся в ракету, съел на нервах всю провизию и позже был вынужден последовать примеру Незнайки.

Судьбы обоих героев сложились по-разному. Незнайка снова и снова оказывался в неприятных ситуациях и вкусил все прелести олигархического строя Лунного города, который весьма смахивает на современную Россию: самодурство богачей, абсолютное бесправие по отношению к простым людям, коррумпированная полиция, власть денег над человечностью. Пончик же успел побывать настоящим богачом, насладиться статусом, важностью и отсутствием нужды.

Жизненные пути Незнайки и Пончика, разойдясь при попадании в лунные города, сошлись в одной точке, когда и у Пончика дела не заладились, и он познал на себе тяготы бедности. Тем временем на Земле началась активная кампания по спасению двух бедолаг, которых по воле случая унесло на Луну. Как можно скорее малыши собрали новый летательный аппарат, выбрали добровольцев и помчались спасать Незнайку и Пончика. Осталось только понять, сколько времени прошло с момента попадания двух малышей на Луну до того, как их отправились спасать остальные земные коротышки.

Появление пришельцев с планеты Земля полностью разладило дела элит подлунного мира. Крах их системы привел к смене политического строя, а власть досталась народу. Как говорится, пролетарии всех стран объединились и повсюду воцарил коммунизм.

Вроде бы все хорошо и позитивно, но Николай Носов решил добавить настоящей драмы, которая весьма взволновала моих парней, когда они услышали о том, что Незнайка от тоски по Земле начал умирать. Я, если честно, сам не помнил о подобном развитии событий, так что сам очень смутился. Но, как и полагается в детской сказке, все закончилось хорошо.

***

На этом каноническая трилогия про приключения Незнайки и его друзей заканчивается. Но в последствии отмечается появление новых литературных произведений, в том числе из-под пера внука Николая Носова, писателя Игоря Носова. Не знаю, захочется ли мне читать сыновьям неоригинальные версии историй про столь колоритного персонажа, но определенный интерес к разрастанию вселенной мира коротышек все-таки есть. Возможно, дойдут руки.

About the Author

Автор и создатель сайта - Батин Блог.