Все 7 Хроник Нарнии Клайва Стейплза Льюиса

 •  0

Путешествие в сказочные миры всегда интереснее совершать не одному, а в компании. Картину, которую представляешь ты, здорово обогащать дополнительными детали, а подчерпнуть их можно на стороне.

Но ничто не украшает созданный в голове красочный мир, как фантазия твоего ребенка. Поэтому литературные произведения подобно “Хроникам Нарнии” Клайва Стэйплза Льюиса лучше читать с детьми. Только они будут спрашивать о вещах, о которых ты даже не задумываешься – цвет того или иного предмета гардероба, описание сказочного персонажа (ведь ты и сам весьма поверхностно знаешь, как выглядит фавн) и вид корабля, уносящего главных героев в удивительные путешествия.

Содержание

Клайв Стейплз Льюис Хроники Нарнии - Батин Блог

Клайв Льюис и его Нарния

Даже неверующий человек, прочитав “Хроники Нарнии”, не может не обнаружить прямых отсылок к библейским мотивам, к божественному сотворению мира. Сам Аслан – никто иной как аналог Создателя, Господа. И по ходу чтения задаешься вопросом, как Льюис смог так органично переплести евангельский сюжет с мифологией народов мира. А разгадка само собой прячется в личности автора.

Клайв Стейплз Льюис был богословом, и этот факт многое объясняет во вплетенных в сюжет “Хроник Нарнии” христианских отсылках. Но куда более интересная часть его биография – отступничество от веры.

С раннего детства он воспитывался по христианским канонам и всецело был посвящен в лоно англиканской церкви Ирландии (хотя там можно чаще встретить католиков). Но в период молодости и уже в ходе службы на фронтах Первой мировой войны он сильно разочаровался в Боге, считая его виновным в происходящих ужасах. Якобы если он есть, то почему не остановит весь этот ад на земле?

Тогда же Клайв начал углубляться в изучение мифологии, язычества. Он с особым удовольствием вникает в скандинавские мифы и в сочетающиеся с ними родные ирландские сказки. Это важный период в жизни молодого человека, которому суждено будет позже стать чуть ли не христианским пастором.

В детстве с братом он создал воображаемый мир Самшит, населив его животными. И скорее всего матрица такого фантастического мира была перенесена Льюисом через многие годы, вобрав в себя период атеизма, а затем и оккультизма. Полностью мир Нарнии сформировался в уме писателя только к 1950 году, когда ему самому было уже 52 года и когда он уже был убежденным христианином. Не имея собственных детей, он создал удивительную сказку для чужих ребят.

Повести сборника получились очень зрелыми и порой жесткими для детского разума. Юные создания в приключениях Льюиса бьются на мечах, освежевывают убитых на охоте животных и даже умирают. Клайв Стейплз не старался пощадить молодые ранимые сердца, он определенно старался донести важную мысль, рассказать тайну загробной жизни, которую порой так нелепо пытаются рассказать взрослые люди своим детям. Именно поэтому мир Нарнии стоит познать и родителям тоже. Вместе пережить все испытания, радость и даже горе, чтобы в конце встретиться с героями в лучшем из миров.

Племянник чародея

Племянник чародея Хроника Нарнии - Батин Блог

По ходу чтения первой повести серии “Хроники Нарнии” под названием “Племянник чародея” в определенной степени складывается ощущение, что для автора это проба пера. В хронологическом порядке развития мира Нарнии эта повесть действительно идет первой, но на самом деле автор написал ее непосредственно перед “Последней битвой”, последней повестью серии.

“Племянник чародея” по сравнению с большинство остальных “Хроник” не выглядит столь ярким. И это неудивительно. Задача у Льюиса была сложная. Имея на руках уже готовый сказочный мир со своей иерархией, персонажами, магическими законами, необходимо было придумать предысторию создания Нарнии. Здесь без сухости и определенной литературной черствости не обойтись:

  • мало магии;
  • мало добрых персонажей;
  • мало веселых сценок.

Зарождение Нарнии в “Племяннике чародея” сопровождается заодно и зарождением ключевой злодейки всего цикла повестей, Белой Колдуньи. А события, происходящие в реальной жизни, описывают время задолго до рождения Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси. Здесь главные герои – Полли и Дигори, мальчик и девочка, которые неожиданным образом при помощи волшебных колец попадают на перепутье миров, где знакомятся с Асланом и видят сотворение Нарнии.

Все логично. Прежде чем рассказать о том, как была разрушена Нарния Клайв Стейплз Льюис должен рассказать о том, как она создавалась. Так что обойти стороной эту важную деталь он не смог. А по факту из важной детали получилась целая повесть, а значит и дополнительная “Хроника Нарнии”, которая должна встать на первое место в цикле всех повестей. Так проще читать серию, так понятней разобраться в хронологии происходящих событий.

Лев, Колдунья и Платяной шкаф

Лев, Колдунья и Платяной шкаф Хроника Нарнии - Батин Блог

Это самая известная хроника из всех существующих. Действительно ее сюжет настолько всецел и объемлющ, что как будто не требует дополнения или предыстории. “Лев, Колдунья и Платяной шкаф” даже начинается весьма независимо от номинальной первой части, хотя немудрено, так как на самом деле именно эта повесть была первой из написанных автором.

Известные нам персонажи из экранизаций и театральных постановок Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси благодаря своим похождениям по Нарнии дают читателям представление об этой сказочной стране. И, казалось бы, этого мира было достаточно. Но в планах у Льюиса было настолько расширить вселенную своей вымышленной цивилизации, что по ходу чтения всех остальных хроник перестаешь вспоминать о самой якобы яркой и основополагающей.

Да, “Лев, Колдунья и Платяной шкаф” стала фундаментом для развития всех остальных событий. А перемещения из реального мира в Нарнию через платяной шкаф воспринимаются маленькими детьми при чтении крайне эмоционально и возбужденно. В целом это не та книга, от которой пытливый детский ум способен поздно вечером быстро отключиться и уснуть – слишком много всего интересного.

Но как взрослому и, к сожалению, уже смотревшему фильм режиссера Эндрю Адамсона, читать именно эту хронику было весьма скучновато. Но это лишь моя проблема, так как парни слушали чтение с упоением, и даже 3-летний Демьян проявлял максимальный интерес к происходящему. А раз парням было интересно, то не вижу причин выказывать недовольство, хоть перед глазами и мелькали персонажи Тильды Суинтон, Джеймса МакЭвоя и Джеймса Космо.

Конь и его мальчик

Конь и его мальчик Хроника Нарнии - Батин Блог

Но если от “Льва, Колдуньи и Платяного шкафа” я скучал из-за того, что заранее досконально знал, что там будет происходить (а фильм почти буквально воспроизвел все, что было в книге), то вот уже “Конь и его мальчик” оказался для меня просто чуждым.

Напоминающая арабские сказки хроника про мальчика Шаста и его разговаривающего коня, оказалась мне не близка просто по жанру. Вообще стилистически и сюжетно повесть сильно выбивается из всего цикла хроник. Льюис написал эту хронику только в 1954 году (для сравнения “Лев, Колдунья и Платяной шкаф” написана в 1950). А действие повести разворачивается после воцарения семьи Певенси.

Читатель перемещается в Тархистан, подальше от Нарнии и даже Орландии. И здесь мы почти никоим образом не связаны с полюбившимися уже героями. Они встречаются лишь эпизодически.

История Шаста – классическая сага о том, как царский ребенок оказался в семье бедняков, где его растили и воспитывали по своему усмотрению. Но естественно монаршая голубая кровь всегда выдавала парня, и большинство знатных персон, видевших его, непременно считали его родственником какого-то знатного вельможи.

И, о чудо, когда он, сбежав из Тархистана в Орландию, оказывается в окружении королевской свиты, его принимают за другого мальчика. Да, оказывается у Шаста есть брат близнец. И посреди всей этого мыльной оперы грядет война с Тархистаном, так как королева Нарнии не слишком учтиво отказала во взаимности тархистанскому принцу Рабадашу, и тот в ярости готов захватить Нарнию и Орландию. Оказалось, что это был отличный шанс для Шаста обнаружить свое истинное обличье, так как, видимо, вместе с благородной осанкой и недюжим умом ему по наследству досталось умение отлично сражаться.

Не обошлось здесь и без библейский параллелей. Если в “Льве, Колдунье и Платном шкафу” отчетливо читается жертвенный сюжет Евангелия, то в “Коне и его мальчике” можно проследить сюжет исхода Моисея из Египта.

Принц Каспиан

Принц Каспиан Хроника Нарнии - Батин Блог

Если хроника “Лев, Колдунья и Платяной шкаф” была скучной, так как ее сюжет я знал вдоль и поперек, а “Конь и его мальчик” был мне не по нраву из-за определенной стилистической и повествовательной обособленности, то вот “Принц Каспиан” оказался неудачным сам по себе. Основной мотив был крайне скучноватым.

Предыдущие три повести представляли нам истории разных персонажей. Каждая новая хроника вмещала в себя обновленный пул героев. Вроде бы и “Принц Каспиан” одним своим названием обещал явление совершенно других персонажей. Так и было, но в довесок мы получили и старых героев (причем всех скопом), которыми уже изрядно насытились. Ну, или я насытился.

Ладно, проехали. Привет, дети Певенси! Теперь, уважаемый Клайв Стэйплз Льюис, дайте нам завораживающую историю, которая позволит забыть не самый интересный сюжет “Коня и его мальчика”. Но нет, сэр Льюис заготовил самые интересные истории на более поздние хроники.

Хронологически автор написал “Принца Каспиана” сразу после “Льва, Колдунью и Платяного шкафа”. Во вселенной же Нарнии это была четвертая хроника. В качестве поддержания интереса к своему труду в целом Льюис делал все правильно. Сиквелы, приквелы – круто. Сказочное путешествие выстроилось в логичную цепочку книг, которые принято читать по ходу развития вселенной Нарнии, а не по датам выхода произведений, но естественным образом книги стали делиться на удачные и неудачные. И “Принц Каспиан” вряд ли стоит считать удачным.

Да, моим парням было интересно послушать про приключения детей Певенси и злоключения Каспиана; знакомиться со сказочными персонажами, говорящими животными и погружаться во все новые грани мира Нарнии. Но мне как взрослому не хватало обоснования определенных поступков персонажей, мотивации.

Для понимания о чем я:

  • Непонятно, почему Каспиан так рьяно загорелся любовью к Нарнии? Да, этот мир был мил его сердцу, но в остальном это выглядело, как следование предопределенной судьбе. Без причин, без “почему?” и “как?”. Если это реально следование судьбе, о которой говорит не только внутренний голос, но и голос Создателя (в данном случае Аслана), то все в порядке. Но если причина какая-то другая, то вряд ли она выдержала бы критику.
  • Как скрывающиеся нарнийцы так быстро приняли Каспиана в свой круг? Никаких сверхъестественных логичных доводов в свою пользу он не приводил. Поверили на слово.
  • Да и сами нарнийцы по факту находились в состоянии постоянного преследования. По сюжету они были в опале и на них шла охота. А потом оказывается, что найти прячущихся нарнийцев невероятно просто. Так просто, что непонятно, почему этого не сделали войска Мираза, главного антагониста хроники.

Но вот ради чего определенно стоило читать данную повесть, так это ради парочки забавных персонажей. И главный из них и самый интересный, конечно же, мышонок Рипичип. Самый храбрый и самый отчаянный из воинов Нарнии. Он в определенной степени смесь спартанца, мушкетера, благородного рыцаря: прощает врагов, не допускает поругания чести, готов отдать жизнь за свои идеалы. Любимый герой “Принца Каспиана”.

Хотя не очень здорово для произведения, что самой яркой его деталью становится второстепенный персонаж.

Покоритель зари или Плавание на край света

Покоритель зари или Плавание на край света Хроника Нарнии - Батин Блог

Номером один во всем цикле увлекательных повестей Льюиса для меня стала хроника “Покоритель зари или Плавание на край света”. Причем такое яркое впечатление было не только у меня, но и у моих парней. Давно я не видел у них такого вдохновения от чтения перед сном. Они действительно ждали, чем закончится удивительное плавание главных героев. Поэтому все жадно слушали главу за главой и не ложились спать, чем прибавляли мне немало хлопот.

По сюжету мы встречаемся только с частью прежних персонажей: Эдмунд, Люси и Каспиан. Последний уже подрос и стал мужчиной, настоящим правителем Нарнии. К компании присоединился родственник детей Певенси по имени Юстэс.

Этот противный мальчишка провел трансформацию от несносного, нудного и плаксивого забияки до благородного и смелого паренька, что в еще большей степени потом проявлялось в следующих хрониках. Своеобразное дублирование переформатирования Эдмунда.

Команда героев отправилась искать семерых дядей Каспиана, которые разъехались по разным сторонам света на поиски новых земель.

Каждая операция по поиску родственников короля Нарнии изобиловала приключениями. Причем настолько разнообразными и умопомрачительными, что Пересвет и Демьян порой вставали прямо в кровати, неистово хохотали или напряженно прислушивались к каждому последующему слову.

Но самая забавная и понравившаяся часть с моей точки зрения – это визит на остров охлотопов, за которыми приглядывал Кориакин, волшебник, назначенный Асланом следить за шальными охлотопами. Когда-то это были обыкновенные гномы, в определенной степени даже классические. Но из-за своего скверного характера были обращены в одноногих созданий. Эти однотопы были ярыми охломонами, они и название-то свои получили из-за слияния этих слов: охломоны + однотопы = охлотопы.

А теперь прибавьте к этим событиям неистовые сражения, битву с морским змеем, опасное свидание с драконом, тайну заколдованного озера и встречи с божественными созданиями. Каждая страница хроники полна завораживающих приключений.

Но после серии пресмешных и прелюбопытных эпизодов последовал настоящий эпик, закончившийся не только торжественным явлением Аслана, но и волнующим, драматичным прощанием с отчаянным Рипичипом, для которого это путешествие было плаванием в один конец.

Серебряное кресло

Серебряное кресло Хроника Нарнии - Батин Блог

Клайв Степлз Льюис определенно находился на пике своего вдохновения, когда писал “Покорители зари” и “Серебряное кресло”. Но очевидное, что второе произведение было написано уже на фоне творческого спада. Хотя приключения, описанные в шестой хроники были тоже крайне интересными.

На первом плане здесь уже Юстэс и новая героиня – Джил. Она попала в Нарнию благодаря знакомству с Юстэсом, но определенно не испортила картину своим присутствием. Хотя, нет. Скорее, она просто удачно влилась в повествование, так как с самого начала натворила дел.

Из-за нее Юстэс рухнул с высоченного утеса, плюс она забыла наставления, которые дал ей Аслан. Главная миссия детей была найти пропавшего сына Короля Каспиана по имени Рилиан. И для этого Аслан дал Джули важнейшие подсказки, благодаря которым можно было решить эту приключенческую головоломку. Увы, ребятам пришлось пройти еще более сложные испытания. Хорошо что их неизменным спутником был вечно унылый, но очень мудрый Хмур, квакль-бродякль (что-то среднее между нашим водяны и лешим).

Самым впечатляющим эпизодом данной хроники был, конечно, визит к великанам-людоедам. Описанный мир здоровенных созданий был настолько атмосферным, что волей-неволей представляешь себя в этом царстве гигантских стульев, дверей и окон. Дерзкий побег помог героям избежать участи стать вкусным обедом для царственных особ великанов. А главное, что в эту беду ребята попали из-за обворожительной женщины, которая отлично разыграла свои добрые намерения, а на самом деле отправила детей и квакля на верную побигель. На деле это оказалась главная злодейка.

Любопытно, что она оказалась Колдуньей, только Зеленой, и была очень похожа на Белую Колдунью Джадис, которая была убита еще во “Льве, Колдунье и Платяном шкафу”. Ощущение, как будто это один и тот же персонаж, просто злодейка воскресла. Но никаких подтверждений этому нет, да и персонаж получился менее притягательным и эпатажным. Легкая смерть в ходе безынтересной борьбы настолько сильно разочаровала, что сомнения относительно сходства Зеленой и Белой Колдуний пропало окончательно – это разные антагонисты.

Зеленая Колдунья пленила и очаровала Принца Рилиана, наследника трона Нарнии, а Каспиан, потеряв любимую жену и позже лишившись сына, отравился на поиски своего мальчика. Для всех было очевидно, что это последний поход правителя, так как за годы отсутствия Юстэса в мире Нарнии, Каспиан сильно состарился. И единственное, что способно излечить израненное сердце старика – это возвращение сына.

Само собой детям и кваклю удалось справиться с задачей, для чего им понадобилось покорить не только страну великанов, но и подземное царство, где обитают строптивые гномы, давно загнанные в шахты. Они подчинялись Зеленой Королеве, но неистово ее ненавидели. А та в свою очередь готовила к реализации план по захвату Нарнии и уничтожению всех ее обитателей. Само собой этому сбыться не удалось.

К сожалению, на фоне вроде радостной концовки, была и настоящая драма. Лик вернувшегося сына стал последним, что увидел престарелый Каспиан. Теперь он мог умереть спокойно.

Последняя битва

Последняя битва Хроника Нарнии - Батин Блог

И название и наполнение хроники действительно стали финалом полета мысли Клайва Стейплза Льюиса. Автору к 1956 году определенно уже захотелось завершить начатый цикл повестей. Причем эпичная концовка у него была заготовлена чуть ли не с самого начала его многолетнего труда. А вот идея как подвести все это к развязке никак не обретала форму.

В целом “Последняя битва” оказалась высосана из пальца. До финала все происходящее в хронике казалось крайне скучным и невпечатляющим. Льюис на ходу придумывал сцены и персонажи. Взять хотя бы абсурдных обезьяна Хитра и осла Недотепу. Какими-то карикатурными и не настоящими они показались с самого начала. Нелепость вызывала сама мысль об их дружбе. А дальнейшее развитие событий это только подтвердило.

Насколько бы глупым ни был осел, но он определенно не мог не понимать, что его использует самый близкий друг. И метод использования был не менее очевидным. Осел знал, что Хитр нарядил его во льва, но продолжал прикидываться непонимающим.

Да, безусловно, Льюис хотел таким способом описать уровень деградации Нарнии, ее упадок и абсолютную готовность к разрушению, которое должен принести Аслан. Но не до такого же абсурда все это доводить.

Последний король Нарнии по имени Тириан столкнулся с неповинованием приказов со стороны подданных, которые так давно не видели Аслана, что поверили Обезьяне Хитру, переодевшему в львиную шкуру своего фактического раба, осла Недотепу. Послушно исполняя волю самозванца, который говорил по науськиванию Хитра, нарнийцы совершали страшные преступления, в том числе убийства сказочных существ.

С этой бедой Тириан, может быть, и справился бы, но в довесок в Нарнию вторглись войска Тархистана, чьи руководители договорились с Хитром и создали своеобразную коалицию, призванную погубить сказочную страну. Невольно злоумышленники призывают тархистанскую богиню Таш, ненасытную и кровожадную, предзнаменуя конец дней.

На помощь нарнийцам отправлены еще не ставшие взрослыми Юстэс и Джил, а для детей Певенси проход в сказочную Нарнию уже закрыт навсегда. Но десант Аслана не помогает, страна грез рушится у читателя на глазах: погибают сказочные персонажи, в битве умирают даже герои седьмой хроники, нашествие зла становится необратимым, пока не приходит настоящий Аслан.

И вот наступает развязка. Концовка удалась Льюису определенно. Это была настоящая тренировка фантазии не столько для детей, сколько для взрослых. Сложность происходящих событий трудно было представить неокрепшему детскому сознанию, а вот для взрослых эта интеллектуальная и ментальная пища была в самый раз. На наших глазах разрушен мир, за которым мы так долго следили, в котором невольно себя представляли и в несокрушимость которого верили всем сердцем. Но вот его нет, и, казалось бы, зло победило, а отчаяние должно заполнить души не только героев литературного произведения, но и читателей.

Но не все потеряно. Сказочная Нарния оказалась лишь прототипом, в определенной степени декорацией, за которой прячется реальный райский край, где нет места боли, страданию и печали. “Хроники Нарнии” насквозь пронизаны библейскими отсылками, и странно было бы ожидать иной концовки, иного положения вещей от автора, который был не только писателем, но и богословом.

Финал по традиции Льюиса получился в равном степени торжественным и драматичным. Оказалось, что все славные главные герои Нарнии встречаются в ее реальной проекции только после смерти. Зато теперь они все вместе, и страна, о которой они так мечтали, стала их реальным местом обитания.

About the Author

Автор и создатель сайта - Батин Блог.