Субсидируемые государством дошкольные учреждения, 480-дневный оплачиваемый отпуск по беременности и родам, центры отдыха по соседству с домом, продолжительные обеденные перерывы, детские сады в лесной местности, внеклассные программы после школы (также известные как fritids), уроки на открытом воздухе, общественный доступ к частным землям и дневной сон на свежем воздухе – это лишь некоторые из преимуществ воспитания детей в Скандинавии, в частности в Швеции.
Там царствует ‘friluftsliv’ – шведский термин, обозначающий жизнь в лоне природы. Буквально обозначает “Жизнь на открытом воздухе”. И это не просто стратегия воспитания ребенка, это образ жизни всей семьи.
«Friluftsliv может включать в себя много занятий от пеших прогулок до сбора ягод и рыбалки, или может быть простой прогулкой на природе или поездкой на велосипеде возле дома», – говорит Линда Окесон МакГурк, автор книги «Плохая погода: нет ничего лучше, чем скандинавская мама». Там, кстати, можно найти полно советов по воспитанию здоровых, сильных и уверенных в себе детей.
Friluftsliv не конкурирует ни с одним видом досуга; это просто возможность выйти на улицу и насладиться природой – зимой или летом, днем или ночью, в дождь или в солнечный день, грязно ли на улице или очень сухо, падает ли с неба мокрый снег или кружатся пушистые снежинки.
«Всегда очень легко найти оправдание, чтобы не выходить на улицу», – пишет МакГурк, которая родилась и выросла в Швеции и переехала в Соединенные Штаты после окончания школы журналистики. Большую часть года, как известно, в Швеции влажно и темно, но климат не ослабляет пылкого энтузиазма шведов в отношении “фрилуфтслив”. Из-за обилия лесов и диких мест даже в цивилизованном Стокгольме (40 процентов города – это общественно открытое пространство) шведские дети наслаждаются свободными играми на открытом воздухе. Средний дошкольник в Стокгольме проводит шесть часов в день гуляя на улице в хорошую погоду и впечатляющие 90 минут зимой.
В прошлом году МакГурк и две ее дочери шести и девяти лет испытали диссонанс между автомобилеориентированной средой Соединенных Штатов и их родной одержимой природой Скандинавией. Позже они вернулись в Швецию на шесть месяцев, чтобы помочь больному отцу Линды. Именно тогда женщина решила распространять евангелие фрилуфтслив среди американских родителей. К счастью, у МакГурк есть множество советов по введению столь необходимого фрилуфтслива в ваш образ жизни без всяких переездов в Швецию.
№1. Думай о малом
«Не все встречи с природой должны быть грандиозными», – говорит МакГурк. «Природа повсюду, а не только в национальных парках. Всегда есть на что посмотреть: как деревья меняют цвет, как цветут цветы. Все дело в том, чтобы насладиться маленькими моментами жизни». Даже ощущение ветра на лице создает связь с природой, которая коррелирует с улучшением здоровья и большим приливом счастья. Выйдите на прогулку, пособирайте листья на заднем дворе, поиграйте в парке или покопайте землю с детьми.
«Пусть ваши дети испачкаются как можно больше», – пишет МакГурк. «Большинство микробов в нашей окружающей среде совершенно безвредны, а некоторые даже полезны для нашего здоровья и благополучия». Вам необязательно ехать далеко в поисках природы, важно выйти на прогулку пораньше и повторять такое времяпрепровождение почаще.
«Проведение времени на свежем воздухе – одна из немногих вещей, которые действительно нужны ребенку в ранние годы, и когда вы делаете это частью своей повседневной жизни, это становится привычным для ребенка», – говорит МакГурк.
№2. Боритесь за право спокойно гулять
«Прогулка на природе является неотъемлемой частью поддержания нашего здоровья, но она должна быть доступной, чего нельзя сказать о большинстве населенных пунктов США (как и России – прим. автора блога)», – говорит МакГурк. Она объясняет, что ее идея постепенно набирает популярность, а некоторые знакомые врачи даже назначают времяпрепровождение на природе для детей с СДВГ или у которых проявляются симптомы, связанные с отсутствием активности.
Но на уровне городской среды предстоит проделать большую работу, чтобы вырастить зеленые насаждения и сделать общины более доступными для пешеходов. Это не самая привлекательная тема, но многое из того, что мы можем испытать на природе, можно получить, прогуливаясь в парках или катаясь на велосипеде по городу, что не всегда является безопасным занятием для детей, особенно на людных улицах.
Хотя иногда для того, чтобы добиться результата, достаточно просто поднять телефонную трубку. “Прошлой весной я позвонила в городской отдел безопасности дорожного движения и попросила проложить пешеходный переход на оживленном перекрестке, по которому мои дочери идут в школу. На перекрестке нет регулировщика, и водители обычно проезжают этот участок не глядя на потенциальных пешеходов. Я ожидала, что моя просьба тихо умрет в бездонной пропасти бюрократии, но через два дня мне перезвонили из городской службы, и через неделю на дороге появились толстые белые линии.
Вывод: чаще говорите о праве вашего ребенка на безопасные открытые пространства, парки, тротуары и пешеходные маршруты. Вы сделаете всем одолжение.”
№3. Находите зоны отдыха
Свободная игра на открытом воздухе без бдительного надзора повышает стрессоустойчивость ребенка, улучшает координацию, повышает навыки ориентирования и улучшает навыки принятия решений. «Когда дети играют на природе, они обычно спокойны, но бдительны», – пишет МакГурк. Поощряйте детей идти вперед самостоятельно, приглашая их на безопасные участки, в которых им разрешено бродить вне любопытных глаз родителей.
«Если мы посмотрим на статистику, сейчас действительно опаснее разрешать детям играть на обычной городской улице», – говорит МакГурк. «Единственная разница в том, что мы слышим рассказы об ужасных происшествиях именно на городских детских площадках».
Ее предложение: начните с создания организованной игровой группы на природе, «чтобы познакомиться друг с другом, а затем это разовьется и позволит детям играть на улице самостоятельно». Районы с небольшим движением транспорта и большим количеством других детей и встроенным «социальным доверием» (когда вы уверены в целостности и честности сообщества) особенно благоприятны для воспитания детей на свободном выгуле.
Постепенно круг детей будет расширяться по мере их взросления, становления более ответственными, что побудит к росту обоюдное доверие. «Со временем вы уже будете знать наверняка, с чем они могут справиться, а в чем еще нужна помощь. Нельзя сказать, что внедрение системы самостоятельных прогулок уместно в определенном возрасте. Каждый ребенок индивидуален. Доверяйте своим инстинктам и родительскому чутью.”
№4. Переносите привычные игры на природные площадки
Детский эрготерапевт Анджела Хэнском рекомендует детям от четырех до пяти часов играть на свежем воздухе каждый день. «Это действительно кажется невозможным для современного общества, – признает МакГурк, – но в Швеции это гораздо более реалистично: с более длинными обеденными перерывами, более короткими учебными днями и большим количеством бесплатных секций после уроков». Даже установленный в США стандарт одного часа «умеренных физических упражнений» в день выходит за рамки возможностей многих школьников в Америке, почти треть из которых имеет избыточный вес или страдает ожирением.
Чтобы увеличить количество времени, проведенного детьми на свежем воздухе, необязательно записывать их на дорогостоящие занятия, требующие длительных поездок. «Игра на свежем воздухе имеет значение даже вне рамок секций», – говорит МакГурк. «Исследование Копенгагенского университета показывает, что дети получают больше полезных физических нагрузок, играя на природе, чем участвуя в соревнованиях, потому что они меньше времени проводят в ожидании мяча». Но трудно противостоять американской одержимости к более престижным и динамичным командным видам спорта.
№5. Поощряйте риск
Скандинавы предпочитают рискованное времяпрепровождение, связанное с высотой, скоростью, опасными инструментами или экстремальными забавами: лазать по деревьям, раскачиваться на веревочных качелях, учиться разводить огонь в диких условиях, учиться пользоваться пилой или исследовать новые места, где вы можете заблудиться. Если вас пугает эта мысль, вы не одиноки.
«К сожалению, оглашенный выше перечень имеет негативный оттенок», – говорит МакГерк. «Мы привыкли думать о риске как о негативе, но это не то же самое, что и опасность, и важно проводить различие. Как и во всем остальном в жизни, если вы хотите научиться оценивать риск, вам действительно нужно поучаствовать в этом, а природа – лучшее место для экспериментов». Поцарапанные локти и колени – обычное дело. В Швеции их называют «летние ножки».
№6. Копайтесь в мусоре
«Мусорные игровые площадки» все чаще появляются в Дании и по всей Северной Европе, где дети могут использовать свое воображение и строить новые вещи из мусорных отходов. Проявите творческий подход и откройте такую же площадку на заднем дворе или в школе (сначала получите разрешение), собрав старые строительные материалы, картонные коробки, палки, краску, веревки, тюки сена, деревянные балки (но убедитесь, что из них не торчат ржавые гвозди), ящики, катушки, шины или деревянные поддоны. «Какой бы выброшенный стройматериал вы ни нашли, – говорит МакГурк, – дети будут создавать из него удивительные вещи».
Это также отличный способ наладить общение между детьми и привить им командную работу. «Мои дети не знали никого из соседей, когда впервые появились на такой площадке, и через некоторое время они начали работать в коллективе, чтобы конструировать разные интересные вещи».
№7. Следуйте модели Friluftsliv сами
«Я просто стараюсь как можно эффективнее компенсировать недостаток friluftslive в своей жизни дома», – говорит МакГурк. «Если у нас есть час или два в рабочий день, это здорово. Тем более у нас есть традиция ходить на улицу каждый день. Возможно, мы не останемся там надолго, если погода будет неблагоприятной, но важно, чтобы взрослые тоже испытывали радость от пребывания на улице. Такое отношение – полдела к прививанию должного отношения к прогулкам своему ребенку».
А иногда ненастная погода более захватывающая, чем ясное небо. Редкими влажными утрами здесь, в Санта-Фе, моя младшая дочь собирает улиток по дороге в школу, набивает кулаки полдюжиной и выпускает их на школьный двор до первого звонка.
№8. Подходящая одежда
Наступила зима, и надежная теплая одежда является ключом к ежедневному выходу на улицу с малышами. Помимо очевидного использования синтетических, невпитывающих влагу предметов гардероба, у МакГурк есть свои собственные идеи. «Я всегда ношу подштанники. Это не так уж и эстетично, но если на улице будет комфортно всем, а не только детям, вы лично получите больше удовольствия и дольше останетесь на свежем воздухе. Мы играем в игры на улице даже после наступления темноты, например, в прятки, фонарики или футбол».
Зимой, даже когда у нас нет снега, моим детям нужно больше мотивации, чтобы выбраться наружу. Пересмотрите свое отношение к погоде, чтобы выявить положительные моменты, и не забывайте о мини-взятках. «Мои дети любят устраивать пикники на свежем воздухе, а горячий шоколад доставляет особенное удовольствие», – говорит МакГерк. Если можете, разведите костер или создайте снежную крепость для дополнительного стимула. Главное – сделать время на свежем воздухе занимательным, даже если это всего полчаса.
«Мои дети ожидают этого выхода на улицу, и они больше не борются с этим. А после того, как мы нагулялись на холоде, всегда приятно прийти с теплый дом».
№9. Распространите идею
«Чтобы произошли реальные изменения в общественном сознании, нам нужно привлечь как можно больше родителей, а также учителей и других воспитателей, чтобы они узнали о преимуществах игр на свежем воздухе. Это люди, которые будут обращаться к политикам и городским планировщикам, принимающим важные решения относительно общественных зеленых насаждений и правил дошкольного образования».
В то время как некоторые штаты поддерживают лесные школы (Вашингтон стоит в авангарде этого), а Орегон только что одобрил пилотную программу, рассчитанную на целый учебный день на природе, большинство штатов придерживается правил дошкольного образования, которые не рассчитаны на пребывание на природе.
«Больше всего в этом нуждаются крупные города. Исследования показывают, что зеленые насаждения обладают успокаивающим действием и могут снизить уровень насилия в густонаселенных зонах. Это непростой процесс, но он должен быть приоритетным».