Данной статьей я даю старт рубрике, которая будет посвящена моим любимым фильмам. Но анализировать я их буду только с точки зрения взаимоотношения отца и детей. Кому интересно, в моей личной группе “Вконтакте” есть целый альбом с любимыми кинолентами – https://vk.com/album4747293_111562416. И только недавно я обратил внимание, что большая часть из них несознательно подобрана по теме “родители+дети”. И вот настало время пересмотреть лучшие из них, чтобы постараться самому объяснить, чем они мне понравились и почему именно они попали в мой хит-парад. А начать я хотел бы с удивительного по своему драматизму фильма “В долине Эла”.
Немного о деталях
Самые любимые фильмы чаще всего не самые популярные. Если взять весь список имеющихся в альбоме картин, то нельзя явно назвать хитами кинопроката. Некоторые вообще были обделены вниманием. И “В долине Эла” яркий тому пример. Это не боевик и не эпическая сага. Это история про жизнь. Самое удивительное, что про реальную жизнь, так как режиссер Пол Хаггис снял фильм на основе реальных событий, описанных как ни странно в журнале Playboy. История американского солдата, служившего в Ираке, вернувшегося с войны живым и убитым руками своих сослуживцев в уже мирной обстановке.
Посмотреть фильм я решил из-за Томми Ли Джонса, исполнителя главной роли отца, начавшего свое собственное расследование и прошедшего целый ворох бюрократических проволок, прежде чем узнать истинную судьбу своего ребенка. Отец двух сыновей, исправный вояка на пенсии и истинный патриот США столкнулся с ужасающей реальностью своего времени. Чтобы найти виновных ему приходится противостоять армии, полиции и обществу, которые сконцентрированы на собственных интересах и комфорте, а никак не на проблемах людей, попавших в беду.
«Меня очень тронула эта трагическая история, и я сразу сказал, что хотел бы это поставить… Неважно, выступаете вы против войны или вы за войну — нам всем необходимо знать, что происходит с храбрыми людьми, которых мы туда посылаем. Мне хотелось рассказать историю о хороших людях, которые вынуждены принимать ужасные решения».
Пол Хаггис, режиссер.
<
Отец, потерявший обоих сыновей
Хэнк Дирфилд посвятил всю свою жизнь армии США, и даже детей направил по своим стопам. Оба стали примерными солдатами, и оба не дожили до старости. Старший погибает на учениях, а младший исчезает. Для немолодой уже пары супругов исчезновение последнего сына стало сравни солнечному затмению. Последние лучи солнца перестали согревать их души. В глубине души оба родителя догадывались, что случилось что-то плохое, но привычная сдержанность и параллельно зашкаливающее напряжение мешают говорить на тему, на которую говорить совсем не хочется. Тогда Хэнк молча отправляется на поиски сына.
В течение всего фильма режиссером упоминается тема библейского сражения Давида и Голиафа, что также отражено и в названии. Долина Эла (долина Дуба) – место битвы вышеназванных героев. Давид – маленький во всех смыслах человек, решивший бросить вызову тому, кто одним своим упоминанием заставляет остальных дрожать. Точно таким же маленьким человеком является отец, который погружается в суровую действительность существующих нравов в полиции и армии, которой он в свое время отдал лучшие годы. Переломным моментом в истории становится новость об убийстве сына, подробности которого по-настоящему ужасают.
Есть мнение, что картина провалилась в американском прокате, собрав чуть больше потраченной суммы, из-за оглашения “неудобной” для общества темы. А конкретнее о том, как живут солдаты, вернувшиеся с бессмысленной войны, где им приходилось совершать поступки, недостойные их геройской сущности и элитного статуса. В США с крайней осторожностью говорят о собственных авантюрах на геополитическом фронте, а еще более осторожно о судьбах тех, чьими руками добываются победы далеко за пределами страны. Борьбой за свободу своего народа там и не пахнет, совсем другая история.
По ходу расследования Хэнк узнает не самые приятные подробности о своем примерном сыне, но от этого он еще больше хочет узнать все детали последних часов его жизни, потому что прекрасно понимает – парень основательно запутался в самом себе. А еще больше его волнует, кто и что сообща помогли ему запутаться. Убитому горем отцу почти никто не помогал, но исправно мешало всемогущее армейское ведомство, которому он и бросил вызов, как Давил Голиафу.
В самом начале герой картины просит своего знакомого не вешать флаг вверх ногами, потому что на армейском языке это означает необходимость в срочной помощи и безысходности. В конце же Хэнк сам вешает звездно-полосатый вверх ногами, как знак признания колоссальных проблем, о которых никто не хочет говорить.
P.S. Мнение о других фильмах можно почитать ЗДЕСЬ.