Будучи в этом году на Мультимире, мне в руки попалась интересная памятка для родителей, составленная от имени компании “Интерактивный Мульт” (http://i-mult.tlum.ru) и института современных медиа MOMRI (Modern Media Research Institute – http://momri.org/). Она посвящена знакомству детей с таким обыденным для современного мира явлением, как использование электронных гаджетов. Но привычными они кажутся только для взрослых. Плюс в самой памятке говорится не просто о пользовании продукцией технологического прогресса, а банальное участие в электронных играх.
Лично я считаю, что для маленького ребенка стоит крайне аккуратно выбирать тактику знакомства с гаджетами, ведь юный и нежный возраст невероятно сильно подвержен влечению к ярким ощущениям. Яркие и красивые картинки в телефоне он может бессознательно поставить на первые места в списке собственных интересов. И родителям стоит очень серьезно отнестись к тому, как чадо будет познавать этот нужный в наши дни инструмент. А познавать ему придется, потому что уже здесь и сейчас активный образ жизни среднестатистического жителя города невозможно представить без умения пользоваться как минимум смартфоном. Дальше больше, будущий мир моментально оцифровывается, и если вы не решились дауншифтить всей семьей, то рука об руку с ребенком придется погрузиться в этот мир, но ни в коем случае не заменяя им реальность. Но что же говорит по этому поводу памятка?
Памятка от Мульта и МОМРИ
В первую очередь, хочется спросить у утверждавших данный текст людей: “Почему текст такого низкого уровня?” Сразу закрою тему знаков препинания, потому что она присутствует абсолютно в каждом тексте, даже в моем. Просто все-таки у меня любительские материалы для личного блога, а там ребята вроде как коммерческий продукт выкатывают под маской социально важной темы. А это значит, что требования к уровню текста и грамотности написания у них должны быть значительно выше.
Но меня больше смутили косноязычные, порой неразвернутые фразы, а в некоторых местах откровенные ошибки. Ну внимательнее же надо к таким вещам относиться. Копирайтер, конечно, тоже молодец, но его текст кто-то в конечном счете принимал.
В итоге я решил оставить памятку в ее “уникальном” виде с сохранением всех имеющихся ошибок. А заодно хочу прокомментировать каждый ее пункт, тем более что дельных советов там действительно немало.
Памятка для родителей про детей и современные гаджеты
-
- Помогите своему ребенку познакомиться с техникой.Начиная с 1,5-2 лет рассказывайте ребенку о гаджетах наравне с другими бытовыми предметами. Не делайте из них “запретный плод” или инструмент поощрения. С 3-5 лет учите ребенка пользоваться ими – для детей планшет может быть не только развлечением, но и полем для социализации, игр со сверстниками, инструментом развития и обучения. Хорошим примером полезного и интересного приложения является “Мультизнайка”, которое помогает освоить чтение и счёт, а также развить творческие способности. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Я уверен, что в 1,5-2 года не стоит ребенку специально рассказывать о существовании гаджетов и тем более делать это наравне с бытовыми предметами. Если родители часто пользуются телефонами и планшетами, то детям специально ими тыкать не стоит, они и так заинтересуются данными предметами. Это уже по опыту могу сказать. В 1,5-2 года уровень его любознательности просто зашкаливает. Да и приравнивать гаджет к бытовому предмету это вообще чересчур. Формулировка же даже не “бытовые приборы”, а именно предметы – чашка, чайник, щетка, стул. Далее в 3-5 лет специально учить пользоваться ими тоже не стоит. Если он в 2-3 года уже успел с ними познакомиться, то в 3-5 малыш владеет гаджетом получше вашего, налицо явная недооценка уровня обучаемости детей в указанном возрасте.Также в 3-5 лет я не хочу, чтобы мой ребенок социализировался, играл со сверстниками, развивался и обучался посредством гаджетов. Как элемент всех перечисленных явлений – да, как основа их – нет. Пусть живой мир будет на первом месте.Явную рекламную вставку про приложение “Мультизнайка” оставлю без комментариев. Коммерция под маской социально значимого продукта.
- Выбирайте игры из разделов “Семья” и Made For Kids.Для этих разделов AppStore и Google Play предъявляют высокие требования качеству игр и приложений, безопасности контента. Читайте официальные описания игр, смотрите скриншоты. Обсуждайте с ребенком его выбор. При возможности, сначала пройдите игру сами. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Здесь полностью согласен. При этом нужно выбирать игры не за ребенка, а вместе с ним. Хотите отвести его от неподходящей по вашему мнению игры, включайте силу родительского убеждения и логичные доводы.
-
- Играйте в мобильные игры вместе с ребенкомСовместная игра позволит вам оценить качество и содержание приложений, а также узнать больше о своем ребенке: его представлениях, поведении, научить действовать в незнакомых и сложных ситуациях. Совместная игра, интерес к ней позволит поддерживать эмоциональную связь и в подростковом возрасте, так как для поколения Z игра, Интернет – естественная среда и значимая часть их жизни. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не могу отделаться от мысли, как вообще такой текст вышел в печать. Непонятно в итоге, чем должна помочь игра. Узнать о представлениях? О каких представлениях? Представлениях чего? Школьных представлениях или представлениях о мире, добре и зле, политике, футболе, любимом цвете? Научить действовать в незнакомых и сложных ситуациях? Вы вот серьезно?)))Про узнать о поведении согласен. Во время эмоциональных положительных и негативных всплесках мы видим порой такие реакции своих детей, которые раньше и не встречались. Но ровно такие же эмоции у ребенка случаются и во время живых игр.А вот момент с эмоциональной связью ребенка и родителя, которую можно поддерживать во время игры – мягко говоря,
перебор. Игра должна быть продолжением вашей связи, а не источником ее поддержания.
- Играйте в мобильные игры вместе с ребенкомСовместная игра позволит вам оценить качество и содержание приложений, а также узнать больше о своем ребенке: его представлениях, поведении, научить действовать в незнакомых и сложных ситуациях. Совместная игра, интерес к ней позволит поддерживать эмоциональную связь и в подростковом возрасте, так как для поколения Z игра, Интернет – естественная среда и значимая часть их жизни. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не могу отделаться от мысли, как вообще такой текст вышел в печать. Непонятно в итоге, чем должна помочь игра. Узнать о представлениях? О каких представлениях? Представлениях чего? Школьных представлениях или представлениях о мире, добре и зле, политике, футболе, любимом цвете? Научить действовать в незнакомых и сложных ситуациях? Вы вот серьезно?)))Про узнать о поведении согласен. Во время эмоциональных положительных и негативных всплесках мы видим порой такие реакции своих детей, которые раньше и не встречались. Но ровно такие же эмоции у ребенка случаются и во время живых игр.А вот момент с эмоциональной связью ребенка и родителя, которую можно поддерживать во время игры – мягко говоря,
-
- Доверяя ребенку, используйте функцию “Родительский контроль”Это важная мера безопасности ребенка в Интернете, которая позволяет ограничить “взрослый” контент сайтов и приложений. Инструкции по подключению родительского контроля в Apple-устройствах: i-mult.ru/ios, в Google Play: i-mult.ru/android. Все приложения проекта “Интерактивный мульт” оснащены функцией родительского контроля. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Полностью поддерживаю, но я бы объединил со вторым пунктом про выбор игр из разделов “Семья” и Made For Kids.
- Встаньте на пути разумного ограниченияВ отношении мобильных игр должны существовать понятные ребенку правила, устанавливаемые родителями. Равно как и в отношении сна или приема пищи. К 10 годам ребенок может проводить у экранов (ТВ, планшеты, телефона) до 1,5-2 часов в день. С учетом физиологических особенностей, рекомендуемое детскими психологами время мобильной или компьютерной игры детей: 9-10 лет – до 30-40 минут 1-3 раза в день; 7-8 лет до 30 минут 1 раз в день; 5-6 лет – до 20-25 минут 1 раз день; 3-4 год – не более 15 минут 1 раз в 1-2 дня. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Тут вот что сразу хочется заметить. В первом пункте указано “Не делайте из них (игр) “запретный плод” или инструмент поощрения”. Нестыковка получается, ведь раздел с названием “Встаньте на пути разумного ограничения” противоположен первому утверждению. Разумное ограничение – это, как ни крути, действие, превращающее гаджет в “запретный плод” в той или иной форме. Я всецело за логику именно этого раздела, потому что в любом случае знакомство с гаджетом для ребенка может превратиться в его тотальное погружение в интерактивный цифровой мир. А это значит, что родителю придется вытаскивать чадо оттуда и заниматься ограничением доступа к столь заветной вещице. Раньше у старших голова болела о том, как оттащить малышей от ТВ, а теперь от телефонов. Времена меняются, прогресс идет, а проблемы те же, просто форма разная.Но у меня в этом разделе другой вопрос. Все указанные цифры норм откуда приведены? Кто дал такую статистику, кто выступал экспертами и почему именно такие цифры? Это не придирка, а желание узнать, насколько авторитетны источники и правдива сама по себе информация.
- Помогайте ребенку, и он сможет завершать игру без криков и слезВведите ограничение на время игры. Установите ритуал “выхода” из мобильной игры. Заведите будильник. Напоминайте о скором завершении – нужно дать ребенку подготовиться. Придумайте альтернативное занятие игре, от которого ребенок не сможет отказаться. Отследите подходящий момент для сохранения достигнутых результатов, или закончите игру вместе с ребенком. Например, в игре “Бумажки” есть функция плавного выхода, когда родитель совместно с ребенком можно раскрасить одного из персонажей игры и распечатывает результат. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Из всего, что здесь написано наиболее правильным по моему мнению стоит считать пункт про альтернативные занятия, которые помогут вытащить ребенка из игры. Все остальное как будто фантазии автора. Какой будильник и какой ритуал могут безболезненно вытащить увлеченного игрой малыша? Про старший возраст я вообще молчу,
там гарантирован действительно серьезный скандал. А еще один коммерческий вброс снова не хочу комментировать. - Расскажите об угрозах и рисках онлайн общения и игры в интернетеДо начала использования ребенком Интернета, объясните ему, что личную информацию нельзя выкладывать в Интернет, т.к. ее могут использовать в корыстных целях другие люди. Расскажите, что причинить вред могут: опасный контент, вредоносные программы, небезопасные группы и сайты, интернет-мошенники, расскажите ребенку о возможных последствиях. Оффлайн-игры являются гарантом безопасности и конфиденциальности, позволяют избежать мошеннических схем и сбора денег за дополнительные игровые опции. Расскажите, что в соцсетях можно столкнуться с кибербуллингом (травля в сети), грумингом (налаживание дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт). Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть и увидеть в Интернете – правда. Попросите ребенка рассказывать о том, что он делал и видел в Интернете, обо всем, что вызывает у него неприятные чувства или дискомфорт. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Все верно. Но я бы добавил, что обо всем этом надо рассказывать в комплексе с упоминанием всех тех же опасностей, но в том числе и в реальной жизни. Ну и конечно, стоит правильно воспринимать возраст своего ребенка для обсуждения перечисленных проблем.
- Помогите ребенку создать первый аккаунт в соцсетях, освоить мессенджерыДемонстрируйте ребенку модели использования гаджетов, поведения в Интернете. Сразу добавьте его аккаунт к себе в друзья, в подростковом возрасте это будет сложно сделать. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком – это существенно снизит риск опасных связей в Интернете и реальной жизни. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Смешной пункт. Поверьте, это ваш ребенок будет показывать новинки современных технологии и добавлять вас в новые социальные сети. Самое забавное про добавление в друзья в более раннем возрасте, иначе потом не добавит. Т.е. нюанс, что в старшем возрасте он вас просто может удалить, просто не учитывается. Намного приятнее, когда ребенок сам добавит вас в друзья или одобрит вашу заявку. Это его осознанный выбор, значит он вас не стесняется, доверяет, и одна из ваших ролей в его жизни – верный друг (естественно, помимо любящего родителя).
Заключение
В целом подобные памятки могут быть весьма полезны и познавательны как для детей, так и для взрослых. Но составлены они должны быть профессионально, чтобы уровень доверия поддерживался, начиная от первой и заканчивая последней буквой. Подобные пособия не должны вызывать сотню дополнительных вопросов. Лично мне такой вариант крайне не понравился. Не берусь сказать, что мог бы составить идеальную памятку, тем более, что у старшего сына уже заметно пристрастие к телефону (правда, у нас там Youtube только интерес вызывает), но как минимум не хуже данного варианта составить сумел. Читалось бы уж точно лучше.